Неравенство и психика: правда ли, что деньги решают все?
:format(webp)/aHR0cHM6Ly94bi0tODBhaGNubGhzeGoueG4tLXAxYWkvbWVkaWEvbXVsdGltZWRpYS9tZWRpYWZpbGUvZmlsZS8yMDE2LzExLzIzL2tvbF80OTEwLmpwZw.webp)
Многие считают, что большой разрыв между богатыми и бедными автоматически портит настроение и повышает риск депрессии. Но, как рассказала в беседе с «ПроЦемес» врач-психотерапевт АО «Медицина», к. м. н. Ирина Крашкина, новое исследование, опубликованное в Nature, показывает, что это далеко не всегда так.
Ученые проанализировали данные более 11 миллионов человек из десятков тысяч регионов и не нашли убедительных доказательств того, что жизнь в «неравных» обществах делает людей менее счастливыми или более подверженными тревоге и депрессии.
В работе учитывали не только средний доход людей, но и контекст региона. Выяснилось, что большинство людей в местах с высоким разрывом доходов не ощущают себя несчастными сильнее, чем те, кто живет в более равных сообществах. Слабая связь между экономическим неравенством и психическими проблемами полностью исчезала после корректировки на публикационное смещение — когда яркие, «негативные» результаты публикуются чаще, чем нейтральные.
Однако есть нюанс: влияние разрыва доходов особенно заметно среди бедных и малообеспеченных. Там, где доходы низкие, большая разница между богатыми и бедными действительно связана с ухудшением психического здоровья. Для состоятельных людей тот же разрыв почти не имеет значения. То же касается и экономической нестабильности: в условиях высокой инфляции или резкого роста цен люди сильнее ощущают стресс и несправедливость, а при стабильной экономике разрыв может восприниматься как сигнал возможностей и карьерного роста.
Главный вывод исследования простой: бедность, а не сама разница между доходами, остается главной угрозой для психики. Меры поддержки населения, доступ к образованию, медицине и стабильной работе помогают психическому здоровью больше, чем абстрактное уменьшение «индекса неравенства». Для специалистов это важное напоминание: профилактика депрессии и тревожности должна быть нацелена на тех, кто действительно уязвим — с низким доходом и в экономически нестабильные периоды. Универсальные подходы, которые исходят из предположения, что само по себе неравенство разрушает психику всех, оказываются малоэффективными.
:format(webp)/YXJ0aWNsZXMvaW1hZ2UvMjAyNS8xMi9zbmltb2stZWtyYW5hLTIwMjUtMTItMjQtMTcwMjA1LmpwZw.webp)
:format(webp)/YXJ0aWNsZXMvaW1hZ2UvMjAyNS8xMi90c2lydXNvdnllLmpwZw.webp)
:format(webp)/aHR0cHM6Ly94bi0tODBhaGNubGhzeGoueG4tLXAxYWkvbWVkaWEvbXVsdGltZWRpYS9tZWRpYWZpbGUvZmlsZS8yMDIzLzA3LzA0L2ltZ184NjQ1XzRWWVlHV1kuanBn.webp)
:format(webp)/aHR0cHM6Ly94bi0tODBhaGNubGhzeGoueG4tLXAxYWkvbWVkaWEvbXVsdGltZWRpYS9tZWRpYWZpbGUvZmlsZS8yMDI1LzEyLzEyLzdnOWE1NjIzLmpwZw.webp)